Мои друзья
Тарасова Римма Яковлевна
Некоммерческое Партнерство
«Общество Русской Народной Культуры «Большая Медведица»»
 
Общество Русской Народной Культуры «Большая Медведица» создано с целью возрождения, исследования и сохранения  великого наследия русского народа.
Для этой задачи Общество сотрудничает с  предприятиями, творческими, этнографическими и исследовательскими мастерскими, а так же с отдельными мастерами и  исследователями, которые применяют народные знания о человеке и окружающем его мире в различных направлениях своей деятельности и чья деятельность направлена на исследование, сохранение и возрождение русской народной культуры.
 
 
 
Основные направления работы ОРНК «Большая Медведица» сегодня - это:
- Устроение и проведение этнографических сборов в разных местностях России;
- Проведение народных праздников и обрядов – календарных и семейно-бытовых;
- Издательство альманаха «Вестник Общества Русской Народной Культуры «Большая Медведица»;
- Распространение книг и дисков по народной культуре разных российских издательств и товариществ и изделий русских ремесленников;
- Возрождение ремесел.
 
Связаться с нами можно по телефону:
     (343)347-12-89 или по эл.почте:
       ornk@ troya-russkaya.ws
 
            Пигарева Светлана,
председатель Общества Русской Народной Культуры «Большая Медведица»
Фото с этнографических сборов ОРНК

Второй год Общество Русской Народной Культуры «Большая Медведица» выпускает свой альманах, который мы назвали «Вестник ОРНК «Большая Медведица»


«…Вестники задумались нами как печатное издание ОРНК, где мы публикуем материалы своих экспедиций, статьи о народной культуре троерусских исследователей и наших друзей – ученых и «прикладников» -  этнографов и ремесленников, а так же – материалы наших предшественников – русских ученых, которые ставили вопросы познания себя через познание культуры своего народа…»
 
     Уже выпущено два издания «Вестника», материалы которого помогают мне в понимании народной жизни, в которой бытовала традиционная народная кукла, знакомят с народным мировоззрением, все, о чем я читаю в «Вестнике»  отзывается в душе, многое из записанного при желании можно применять в своей жизни. Я использую материалы для занятий, и это находит живой отклик, потому что рассказывают о жизни.
 
«….Новый выпуск Вестника мы посвящаем, прежде всего, полевым этнографическим  сборам, так как  именно полевые сборы являются основой для  наших исследований народной культуры.
   Любой человек,  раз попавший «в поле» - так называют учёные сборы, которые проходят непосредственно на месте бытования той или иной культуры –  сразу видит огромную разницу между полевыми сборами и, к примеру, работой с этнографическими архивами. Нисколько не умаляя работу с архивами (надеюсь, что один из выпусков Вестника мы сможем посвятить этой, необходимой для изучения культуры, теме), мне хочется отметить огромную ценность и неповторимость полевых сборов.
Полевые сборы ценны, прежде всего,  тем,  что этнограф целиком «погружается» в культуру, его привлекающую, как  в  среду обитания.   Он живет в ней по обычаям местных жителей, в условиях, которые приняты на земле, в которой он оказался. Я помню, как местные слова, выражения, обороты речи, звучание проникают прямо  в  сознание мое и моих соратников.  Неожиданно для себя  мы обнаруживаем, что наши заботы тесно перекликаются с заботами тех людей, с кем мы общаемся. Городские жители, мы вдруг  начинаем разбираться в «деревенских» делах,  различать то, что раньше нам представлялось как единое целое, знать, как зовут родственников и соседей наших собеседников, и даже, как зовут их  животные и что они любят… Целый мир врывается в нас  и, только вернувшись, домой, через какое-то время, этот мир укладывается в сознании как образ под своим именем – «культура села такого-то» или «культура такого-то народа». 
                                                           (из статьи редактора)
 
Второй выпуск Вестника наполнен расшифровками бесед со стариками Урала, Курщины, Сибири с этносборов; в него включены статьи наших  этнографов об обрядах русскойго и болгарского народов, народному целительству, писанке, а так же статьи друзей Общества – этнографов Шадринского центра «Лад» - о народной кукле и рукоделиях Шадринского края.
По заведенному  обычаю, мы продолжили публикации докладов и статей одного из основателей русской этнографии – Николая Ивановича Надеждина.
Новый раздел «Школа этносбров» через свои материалы, надеюсь, поможет нашим этнографам более качественно проводить свои сборы, а желающим  делать сборы и не знающим, с чего их начать – начать, и делать это грамотно.
Для публикации собраний частушек, пословиц и других жанров народного творчества мы открыли «Кладовую». В нее вошли собрания пословиц села Деево, переданных нам Тамарой Ивановной Борисовой, и собрание ивановских и ярославских частушек.

Желающие его приобрести, пришлите свои заявки на адрес: ornk@troya-russkaya.ws.
СОДЕРЖАНИЕ
 
С. Пигарева. Слово редактора 

ШКОЛА ЭТНОСБОРОВ
                        С. Пигарева. Уроки этнографических сборов. С чего начать.
             Я. Крохалёва. Методика видеосъемки этнографических сборов

НАСЛЕДИЕ РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
                       Н.И. Надеждин. Об изучении народности русской (окончание)

НАРОДНОЕ ЦЕЛИТЕЛЬСТВО
         И. Свечникова. Щетинка (кочерга)
        
      РЕМЁСЛА И РУКОДЕЛИЯ
                               И. Спирина. Кружевоплетение в Приисетье 
                               М. Казанцева. Крестьянская игровая кукла 

БОЛГАРСКАЯ КУЛЬТУРА
                           Н. Лядина. Кукеров день

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ СБОРЫ
Этнографические сборы ОРНК «Большая Медведица»
          «Не нами заведено, не нам и отменять…»  (похоронный  обряд  села     Деево в изложении  Т.И.Борисовой) подготовка материала Я.Горбич
      
Этнографические сборы Мастерской Духовного пения Заповедника народного           быта и учебно-производственного предприятия «Малая Медведица»
      Песни Варвары Лаврентьевны и Нины Николаевны Молчановых
   
      ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ
         М. Шитова. Окулин день
       «А девка Маслену устраивает» (этнографические зарисовки праздников на Курщине)

     «ПОЛЕВЫЕ» ЗАМЕТКИ
                         О. Низамеева. Роспись по куриному яйцу

СЕМЕЙНАЯ ЭТНОГРАФИЯ
           А. Кириллов. Беседа с матерью
                           Заговоры Александры Егоровны Болотовой. С
бор Е.Болотовой
 
СМЕСЬ   

КЛАДОВАЯ
 
         Т.И. Борисова. Пословицы и поговорки села Деево.  подготовка к публикации Я. Горбич и И. Свечниковой
            М. Шитова. «Наши» частушки