Мои статьи и публикации

ВНИМАНИЕ:МАТЕРИАЛЫ АВТОРСКИЕ, ЗАЩИЩЕНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ. При использовании ссылайтесь на автора и сайт.


Для журнала "Народное творчество" - неопубликовано. 2010 год


Куклы наших бабушек.

  Кукла одна из самых древних и любимых игрушек человечества.  Делали и делают кукол из различных материалов, дерева, коры, травы, глины, ткани и многого другого. Древнейшая тряпичная кукла найдена на раскопках  Помпеи, известны и более ранние куклы, датированные 4 веком до нашей эры, хранится она в Британском музее.
  В  настоящее время  возрос интерес к народной культуре, к своим корням. Возрождаются древние ремесла, вышивка, ткачество, резьба по дереву, славянская писанка, поясоплетение, народная тряпичная кукла. В центре ремесел московского округа Хамовники с названием « Славич» мастера ремесленники передают эти ремесла так, как передавали им мастера и умельцы, знатоки этих ремесел. Сами мастера  не только повторяют и сохраняют народные традиции, но  используют вещи по своему назначению, так как это было в народном быту.
Я хочу рассказать о народной кукле. Тряпичная народная кукла для меня стала частью жизни, не только творчеством, а частичкой моего быта. Я изучаю куклу 5 лет, за это время  я создала курс обучения тряпичной народной кукле, создаю свою школу, вышло несколько обучающих дисков, выпущена книга, написанная в соавторстве с Натальей Догаевой «Кукольный сундучок», в которой описания и схемы 40 кукол. Сама я обучалась у народных мастеров России, в мастерской  Дома Ремесел Заповедника народного быта под Иваново.
   Сейчас многие увлекаются народной куклой, она незаменима в работе с детьми, в работе психологов, дизайнеров, родители, делая с детьми куколок, начинают больше понимать друг друга.
  К сожалению, старики – хранители традиции, уходят, и все меньше остается возможностей найти куколок. Не нужно оставлять усилий найти и сохранить их. Современные мастера ездят по деревням в поисках оставшихся носителей нашей, русской, славянской культуры, с надеждой встретить и записать – сохранить этнографические записи и образцы. Возможность найти куклу, которая в чистом виде обрядовая  или обережная найти непросто, и очень мала. Поскольку  сейчас хранители куколок наши бабушки, которые сами росли уже в советские времена, когда вытравливалась из сознания народная память и традиции. В это время куколки перешли из обряда сакральных, несущих знание о мире, могущих помочь человеку воздействовать на жизнь и судьбу, в разряд игровых.
  Куколок делали из ношеной одежды, несущей часть человеческой души и уже оттого обережной ткани, ее не резали, не кололи острыми предметами, кукол не разбрасывали по дому и относились бережно. Такие куколки имели каждая свое место и назначение, они были частью дома и быта, хранителями и помощниками в обрядах направленных на обеспечение лучшей жизни.  Такие куклы сохранились мало.
Но они сохранились, как часть, как основа куколок, в которые играли наши бабушки. Куколки, которым шили одежду, которых делали сами дети, для младших детей, хранят внутри одежки саму основу, в которой сохранено знание об устройстве мира, как его видели наши предки. Дети по сей день –носители частичек древних обрядов, которые хранятся в играх.
  В наше время еще не все утрачено, нужно только стать внимательней, и важные находки могут быть рядом! Расспросите своих мам, бабушек, соседок и они, иногда откажутся, скажут – ничего не помню, через некоторое время могут вспомнить и рассказать, как играли, во что играли, в какие куклы. И иногда столько вспомнят! Только успевай, записывай. А  записать надо:
Фамилию
Имя
Отчество
Год рождения и место рождения
Девичью фамилию (если женщина)
Место бытования куклы
И место где жил информатор или информант ( так называется человек, рассказ которого записывайте)
Кто научил, как звали, год рождения и место бытования куклы.
И, конечно как играли с этой куколкой или в эту игру.
Тогда это будет этнографический сбор, и он будет иметь основу и ссылку на источник.
Сейчас заботит и удручает положение в информационной сети – интернет, где пишут без ссылок на источники, личные догадки зачастую кочуют с форума на форум как истина и вводят в заблуждение. Это огорчает, потому что кукла – не только игрушка, кукла по прежнему  помощник в жизни, она по настоящему может помочь человеку изменить жизнь к лучшему. Она часть мировоззрения народа, который видел мир в целом и живым, и знал и умел обращаться к силам природы и владел настоящей магией. Магия это была направлена только на жизнь, на счастье, а не на плохое, как приучили думать из-за кукол вуду из американских фильмов.
В этой статье я хочу поделиться своей находкой – куколкой Валентины Буниной, учителя труда в московской школе. Она обратилась ко мне за одной куколкой, а я попросила ее обменяться куколками. Она засомневалась, где же взять-то? Я посоветовала спросить у мамы и учеников, они могли бы опросить своих мам и бабушек. И я угадала, мама Валентины рассказала и показала такую куколку, мы ее сделали и записали, теперь ей может научиться каждый. Как ее делать можно научиться, по книге «Кукольный сундучок» из-во «Белый город» 2010 г. Написанная  мной и Натальей Догаевой .



Кукла  игровая.

Передала Бунина Валентина
информатор  Зотова (Шустова дев. фамилия) Зоя Петровна  ( ее мама)
1930 г.р.
Родилась в дер. Шемякино  Боровской р-он. Московской обл. (сейчас Калужская)
Научилась у своей бабушки, у которой жила в этой деревне.
Кукла бытовала там же, в московской губернии.

Как делать.
Брали три одинаковых квадрата, размером с ладонь.

1. Сначала шьем мешочек, швом через край (она шила так )
2. Перегибаем квадрат и сшиваем по бокам, выворачиваем
3. Набиваем ветошью или очесами льна
4. Потом делаем голову, в середину  квадрата кладем очесы или ветошь и завязываем нитью ил тонкой тряпочкой,
получается узелок. Можно из квадрата сделать круг.
Голову вкладываем в  готовый мешочек по горлышку, пришиваем.
5. Руки скатываем в скатку, завязываем, отступив, немного от края и пришиваем сзади тела мешочка
6. Рисуем лицо
7. Пришиваем волосы ( любым способом)
8. Одеваем рубаху -
длиной с тело куклы – вырезаем лоскут буквой Т и сшиваем срезы, выворачиваем и одеваем на куклу
Шьем сарафан ( его называли – шубка) – присборен  спереди
Делали таких кукол разного размера, ног у куклы нет, играли двигая ручками.
Рассказ  Зои Петровны Зотовой (информатора) который передала Валентина Бунина.
 
….Она сказала, что бабушка ей шила кукол. Голову делали как шарик , набивали тряпочками и затягивали веревкой. Туловище скручивали и зашивали,чтобы не распускалось. Потом голову пришивали к туловищу. Делали ручки из скруток и тоже пришивали к туловищу. Ножки делали не всегда. Если хотели, что бы она стояла, то туловище было длинное. На талии его перетягивали веревочкой. Иногда делали туловище покороче и потоньше, тогда к нему пришивали ножки. Ступню делали тоже шариками. Иногда, чтобы она была более вытянутая вкладывали щепочки в ступню. Это зависело от того, что хотели сделать с куклой. Волосы делали из льна или шерсти, потому что бабушка умела прясть. Она сама делала льняное полотно и шерстяную пряжу. Мама говорит, что лицо они кукле рисовали, потому что играть без лица было неинтересно. Платья шили из кусочков, которые были в доме.
Такую куклу шили лет 75 назад. У меня мама уже старенькая. Ей 79 лет. А у ее подружек кукол не было. Когда она стала постарше, то учила девочек делать кукол, чтобы было с кем играть.
Летом они делали кукол из травы. Собирали траву. Связывали ее в пучок. Пушистая часть травы была юбкой. Голову тоже делали из травы. Скатывали ее в комок и обматывали нитками. Потом прикрепляли ее к туловищу. Руки делали тоже из травы или из веток. В таких кукол они играли в основном на улице. Потому что можно из травы сделать шалаш, в котором эти куклы жили
 
…..Бабушка носила шубку. Это что-то типа сарафана. Она шилась из восьми полок. Полки были достаточно большие и кроились клиньями, как у клиньевой юбки. Вверху были сборки, но не очень много. Внизу, чтобы шубка не висела тряпочкой, пришивалась тесьма. Тесьма была жесткая со щеточкой. Шубка носилась над грудью и держалась на плечах на бретелях. Кофта в обычные дни надевалась сверху и тоже была расширенная книзу от груди. В праздничные дни на шубку надевалась кофта в талию. На ней было много пуговок, и от талии была баска.
Кукол тоже одевали, похоже. Шилась такая шубка, только мама говорит, что клиньев они шили 2 или 4. На плечи одевались лямочки. Кофта надевалась сверху и была прямая или с боков чуть-чуть расширенная. Кофту кроили как обычную рубаху.
На голову надевали платочек. Волосы пришивали редко, и мама не помнит как.
Лицо рисовали или вышивали.
  Эта куколка, на мой взгляд, очень показательна, в ней видна основа, основа столбик, которая скручивалась из ткани, или в кусок ткани заворачивали деревянный столбик, или мешочек набивался каким-то материалом, ветошью, опилом, зерном. Некоторые обережные, обрядовые куклы были без одежды и после того, как они отслужили свою службу, их отдавали детям. Дети шили им одежду, рисовали лицо. В традиционной народной кукле сохранена основа, так как передавали кукол  что называется «по прямой передаче», от мамы к дочери, от бабушки к внучке. Это сохранило  неизменным способ изготовления, а так же и видение наших предков, потому что ничего не выдумывалось, не выкидывалось, старики говорили : «Не мы заводили (обычай) , не нам менять)». Ручки куклы без шитья, сохранили закатанную и завязанную по краям трубочку из ткани, этот способ присущ обрежным куклам и красная нить, которой завязаны ручки.
Много можно писать и рассматривать, разглядывать эту куклу пытаясь понять, разглядеть, что за этой простотой. Чтобы это понять нужно, изучать самих кукол, ту среду мир-культуру, где она жила и существовала, это для тех пытливых душ, которые озадачены глубокими вопросами о смысле бытия.
  А можно просто научиться делать куколку, шить ей одежду и играть. Как раньше играли в свадьбы, готовясь к одному из главных переходов жизни, отыгрывая все обряды, всей семьи, в игре было до десятка кукол. Мать, отец, родня жениха и невесты. Можно вышивать и шить кукольную, и не только, одежду, изучать, как одевались, зачем служила одежда.
Самим понять и изучить свадебный обряд потрясающей глубины, познавать обычаи наших родичей, возвращать, восстанавливать в современной жизни.
Для тех, кто желает понять и сохранить нашу культуру и традиции, моя статья – пример поиска и записи, сохранения духовного наследия наших предков, без преувеличения, кукла – один из важнейших помощников человека, может быть заместитель в иных мирах души ?
В заключение,  хочется сказать о важности сборов и сохранение уклада нашего народа, возвращение уважения и самоуважения, к себе как к народу, в мире, где идет слияние культур, совместного проживания разных национальностей важно, чтобы мы сохраняли свое, знакомили со своей богатейшей глубокой культурой, что поможет, на мой взгляд, пониманию, взаимоуважению и миру, диалогу культур.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Группа в контакте: http://vk.com/club32646099

Игрушки – важнейшие предметы помощники в воспитании детей, а знания и навыки, приобретенные в детстве, мы используем всю жизнь. С помощью игрушки закладываются образы действия, поведения человека в обществе, через игру ребенок осваивает обычаи мира, мировоззрение общества, в котором он живет.
Значительную часть среди игрушек занимают куклы. Артефакты древних игрушек сохранились в музеях мира. Среди них встречаются и тряпичные куклы, куклы – деревянные столбики в тряпичной одежде. Среди исследований и описаний древнего быта, описание игр и игрушек встречается мало. Видимо, игрушка как таковая живет, пока она в игре, как только игра закончилась, ее можно оставить, и не имеет смысла ее хранить, особенно кукол из природных материалов, которые использовались в игре, само предназначение игровой куклы определяет и ее жизнь. Большей частью сохранились игрушки из глины и дерева, тряпичная, соломенная, льняная кукла практически не встречаются.
Однако в игре и игрушках есть отголоски обрядов, дети – хранители обрядов, до недавнего времени дети играли в игры и передавали их от старшим к младшим, таким образом, через игрушки передавалось знание. Дети играли во дворах, на дорогах, на огороде, на свадьбе. Чем больше дети играют, тем урожайнее год, счастливее и богаче жизнь семьи. Поговорка: «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал», отражает важность игры. В семью новобрачная приезжала со своими куклами, приехавшую без кукол считали ущербной, ничему не обученной, не имеющей знаний и поддержки рода.
В современном мире игра переносится в виртуальную реальность. Ребенок не проживает важную часть взаимодействия с материальным миром, не ощущает в полной мере его красоту и плотность, то есть не имеет действительно образа мира. Не имея понятия об этом, он не может полноценно и счастливо прожить свою жизнь, не может принести и пользу обществу, реализовать свои способности и жизненные задачи.
Дети играли и играют всегда, только что сделанная игрушка в руках ребенка начинает играть, через игру можно познакомиться и создать мир с незнакомыми людьми. В игру шло все – травинки, цветы, дети строили шалашики из листьев, веток, палочка с камушком или пуговицей становилась куколкой. Дети обустраивали игровое пространство, мальчики охотно помогали его устраивать, девочки учились хозяйничать, совместная игра «в дом» позволяла набрать, отыграть, подготовить к будущей семейной жизни. Готовые игрушки с наборами мебели или различных предметов не могут дать такого разнообразия подручных материалов и разворачиванию воображения, для творчества.
В куклах сохранились основы, отражающие устройство мира, крестушка – крест, прибавление пространства на четыре стороны света. Столбушка – столбик - спеленатый предок, тело, которого разделено на трехчастный мир. Отражение древнейших знаний о мире, подсказки наследникам отражены в сказках.
Сохраняя и возрождая народную игрушку и куклу, мы возвращаемся к своим корням, извечному знанию, восстанавливая игру, мы развиваем чутье на то, что нужно нам для счастливой жизни.

На моей площадке я представлю выставку конструкций народной куклы из различных материалов, приближенных к аутентичным. Так же эти конструкции в развитии к настоящему времени.
Проведу мастер-классы по изготовлению кукол изо льна, мочала, травы, палочек, ткани.
На площадке можно купить игрушки - реплики, на аутентичных кукол. Так же представлены будут игрушки из дерева и природных материалов.






















Статья для первой научно-практической конференции "Народная кукла.Проблемы сохранения и развития на



«Проблемы обучения и повышения квалификации мастеров-кукольников"




Автор Макишвили Е.В.

Этнопсихолог, автор книги «Кукольный сундучок», директор школы народной куклы «Куклы для души»,  автор обучающих курсов.



Традиционная народная кукла, которая  передавалась из рук в руки, от старшей женщины в семье, к младшей, (в народе это называется по прямой передаче, из рук в руки через века), дошла до нас, сохранив внутри свою изначальную основу. Принимая более поздние наложения с изменением среды – культуры, она не утратила своего предназначения и живет только в этой среде и по тем же законам-знаниям, что и прежде.

  Многие шитые куклы, преданные бабушками 30-х годов прошлого века хранят в себе эту  основу, к примеру, куклы, сделанные из трех равных частей. В каких-то районах используется плотный, скрученный столбик в основе, палочка, или мягко сложенная ткань. Можно предположить, что это определенное видение мира из трех частей: верхнего, среднего, нижнего, или мира разложенного на четыре стороны света принадлежит определенной местности, и хранит в себе чрезвычайно глубокие корни. Как, например, в вятских куклах сохранен позвоночник из палочки, что может быть отголоском древних знаний обустройстве человеческого тела, записанном в древних Ведах, которыми владели арии. Наблюдая и сопоставляя, мы сможем прозревать знание, хранящееся в незатейливых и простых  в исполнении кукол. За каждой маленькой куколкой раскрывается огромный образ, который можно раскладывать и рассматривать с разных точек зрения;  воспитания, культуры, устроения мира и знания, как им управлять с помощью куклы. На уровне этих образов, читаемых душой независимо от возраста, закладывается  образ мира, поведения, предназначения человека, смысл его рождения. К примеру, куколки сестрички - погремушки для младенцев, состоят из узелков, навязанных на единую нить, что может указывать на видение множественного воплощения души, нити судьбы, образа единой неразрывной семьи, где каждый важен и значим, равен и имеет равное право, образом общего мира общества, где вместе трудятся, оберегают мир, и играют в хороводе, и видением человека единым с космическим мирозданием.. Куклы на здоровье, делали со знанием,  как переводить болезнь на другие предметы, и в этом трудно переоценить куклу как заместителя человека.

  Образы, заложенные в кукле, несут в себе знание, понимание и видение мира, основанное на многовековом наблюдении человека за  мирами общества и природы. Это позволило выявить самую суть, основу, исту, когда в образе нет ничего лишнего и дополнительного, целостный образ, несущий полное знание о предмете, вещи. В народе относились к  таковым знаниям серьезно, хранили и ничего не меняли, говорили : «Не нами придумано, не нам менять», поэтому дошедшая до нашего времени кукла хранит  эту основу, хранит точный образ, который мы узнаем душой, подчас не можем понять, что мы видим, что нас влечет. Как видели,  так и делали, ничего не изобретая и не придумывая, видя образ, задачу и способы ее достижения с помощью куклы. Воплощение образа в народной кукле достигается простыми и ясными способами и приемами работой с материалами, одно вытекает из другого, разумно и точно.

  Знание и видение  нематериального тонкого  мира, воплощается в материальном, в самом целостном, объемном образе куклы, и в способах ее создания, материального творения, так же как и в материалах из которого создана кукла. Как, например,  в тульской кукле Птица Радость, праздника Заклички Весны, особым способом складывается платок, так что кукла становится женщиной-птицей, которая еще и указывает на видение души птичкой. Такие способы просты, и делая такими способами кукол, закладывался разумные  образы  действия, которые  позволяли  освободить силы и сознание от лишнего, время подумать о духовном, о своем жизненном пути, о душе.

   В настоящее время народная кукла стремительно возвращается в современную жизнь. Кукольное дело, ткачество, вышивка, поясоплетение  обретают известность. При этом простота изготовления куклы, (дети с 2 лет могут сделать простейшую куколку с помощью родителей) принимается как нечто несерьезное, легкое, поэтому и не требующее понимания, всматривания. Из-за простоты  мастера и педагоги, проскакивают глубину образа, стоящего за каждой куколкой. А особенно  маленькой, потому что в ней отражена сама идея, ничего нельзя убрать без потери образа, и если добавить, то будет лишнее. Простота эта та, до которой нужно дойти, дорасти, как мудрость старцев, которые просты от опыта прожитой жизни, знания и работы над собой.

  Куклы же из-за простоты ставятся на одну линейку с декупажем и кракелюром, тогда как есть роспись, в которой заключены символы для улучшения человеческого бытия. К сожалению, вышивку и роспись считают фантазией, выдумкой самобытных художников, тогда как каждый узор имеет то же значение, важное для счастливой и сытой жизни. Ни одна черточка не добавляется случайно, все несет свой смысл и образ.

Мне известно немало случаев, когда педагоги не могут донести знание о кукле, потому что сами не имеют об этом понятия. Работа с куклой сводится к тому, чтобы сделать больше, а то и вовсе бездумно повторяют куклу по фотографии. Есть стремление сделать как можно больше, делают кукол, которые в традиции делали старшие женщины и детям их делать ни к чему. Есть огромный пласт исследованной, хорошо изученной игровой куклы, которая, как и прежде дает все для развития ребенка. Для его физических способностей, для нравственного воспитания, отыгрывания своей роли-места в обществе и образа себя. Игровую куклу невозможно переоценить, в ней отражена наша способность и мудрость, о том, как мы должны жить в этом мире; играючи, без боли и страданий, через игру мы проигрываем свою жизнь, учимся взаимодействию с другими. Огромное число тех, кто занимается кукольным делом, не видят и не разглядывают глубину, делают кукол, потому что просто и легко. Многие, сделав одну куклу, для себя понимают – учится здесь нечему. Вырастают куклы под названием «Береги здоровье», ржевское счастье, и тому подобное. Тогда как кукла называлась просто Катя, лялька, на здоровье, жених и невеста, на счастье - название отражало ее предназначение. Придумывают любой образ, который важен для человека, красивая обертка из слов о приворотах, деньгах и здоровье подменяет истинный смысл кукол. Легко меняют и делают кукол буквально по фото в интернете. Кукла становится средством наживы и только, когда используют ее магические свойства в корыстных целях. Вероятно, в этом прослеживается вечная борьба добра со злом. Знания никогда не были достоянием множества, те кто это чует, изучая куклу, видят необходимость знаний и учебы народному костюму, ткачеству, вышивке, изучению символов, а после и этнографии, и народной культуре, быту и мировоззрению. Народная кукла может жить только в том мире, котором и жила и использовалась и в иные современные рамки ее не впихнуть, она просто не вмещается. Сама кукла не дает, выталкивает тех, кто относится к ней потребительски, это уже взаимное служение, это другой образ жизни и понимания.

  Очень важны первообразы,  идущие от того, кто передает куклу. Зачастую во время мастер-классов я сталкивалась с таким, давайте еще, еще и еще, быстрее, какая-то современная вложенная культура, нужно как можно  больше и даром. Это противоречит самой сути народной куклы. Методические пособия в школе просто бездумно скачаны с интернета, с тех сайтов, на которых выложены собственные мастер-классы без указания авторства, без заботы о привитии самонаблюдения, созерцательности, всматривания в глубину своей  души, без чего невозможно понять  традиционную народную куклу. Не указываются авторы статей, не приглашаются сами мастера для передачи кукольного мастерства. Так незаметно утрачивается, подменяется сама суть, вымывается красота, заложенная в кукле.

Народная кукла не существует отдельно от жизни, делая куклу, мы непосредственно  и творим, как наши предки, воздействуем на мир с целью улучшения своей жизни. Знание и понимание устройства мира, позволяет бесконечно творить и создавать новые образы, играть ими. Только сохранение в чистоте этого источника животворящей силы, которое дает изготовление кукол с сохранением традиции, позволяет творить все новые и светлые миры для игры в куклы и для дальнейшего создания счастливого и радостного мира для человечества, сохранение традиционной куклы является вложением кукольных мастеров в установлении этого мира.

Думаю для того, чтобы сохранить такие источники в чистоте нужно создавать заповедники, мастерские, музеи такого духа, места, в которых  живет традиция, приглашать для работы в них мастеров, которые хранят традицию.

Низкий поклон всем мастерам, которые бережно хранят и передают свои знания.

Внимние, авторские права защищены, при копировании делайте ссылку на автора и сайт.
Скоро уже начну судиться, заодно поправлю материальное положение.